Долгая история фрески
Что представляют собой фрески?
Сейчас мы привыкли называть «фреска» любую настенную или потолочную роспись, выполненную вручную. Но мнение это не совсем верно. Более точным будет сказать, что фреска – это живопись по сырой штукатурке.
С итальянского «fresco» означает «свежий». Это слово идеально отражает роспись по непросохшей штукатурке. Впервые термин был употреблен Ченнино Ченнини в его трактате «О живописи», выпущенном в 1437 году. Конечно, с тех пор прошло много времени, за которое термин распространился по всему миру и стал значительно шире по значению.
С середины XVII века в понятии фрески объединились две популярные техники росписи: «Аффреско» - то есть живопись красками на водной основе по сырой штукатурке и «асекко» - нанесение плотных красок по сухой поверхности. Традиционный влажный способ также может носить название «buon fresco», что означает «качественная фреска». За счет особенной технологии защитный известковый слой делает изображение долговечным, надолго сохраняющимся на поверхности после высыхания штукатурки.
Изображение в сухой технике сохраняется намного хуже. В миланском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие на стене трапезной до сих пор изображена «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Еще в XVIII веке осуществлялись первые попытки реставрации этой фрески, за ее состоянием приходится следить постоянно. Она очень хрупкая, легко подвержена любым внешним воздействия. Техника «асекко» была выбрана великим художником не случайно. Леонардо да Винчи прекрасно знал, что если он будет рисовать по-мокрому, то после высыхания он не сможет исправить свою работу. Сухая техника стала для него перестраховкой. Ключевая работа в его творчестве была создана именно сухим способом. Его картина вышла настоящим шедевром и знаменем мировой культуры, а вот реставраторам она до сих пор приносит немало головной боли.
Но лучше, конечно, обратиться к истокам.
С чего начиналось искусство фресок
Нет достоверных данных о том, где и когда появился такой тип живописи. Однако, эта техника повсеместно использовалась в египетских Фивах, в Микенах, Тиринфе уже ко второму тысячелетию до нашей эры. Образцы, относящиеся к Эгейской цивилизации, сохранились в Греции и Малой Азии. Достоверно известно, что создание фресок было и в бронзовом веке.
От Эгейской культуры оформление стен унаследовала Античная Греция. Греки штукатурили в несколько слоев внешние и внутренние стены помещений. Верхний слой окрашивался и выравнивался до блеска. От греков «позаимствовали» методику римляне. В Римской Империи техника значительно усовершенствовалась. Римляне предлагали наносить семь слоев штукатурного покрытия, в которое добавлялись песок и мраморная крошка в определенной пропорции в зависимости от слоя. Для борьбы с трещинами добавляли воду, для создания устойчивого покрытия – молоко, толченый кирпич или пемза. Такая дотошность помогло сохранить фрески на века, и благодаря римским технологиям мы можем увидеть многие шедевры до сих пор. Фрески, сохранившиеся на стенах помпейских вилл, остались такими же яркими и живыми, как и многие века назад.
Античные мастера достигли невероятного мастерства в изобразительном искусстве, и без скидок на древность можно сказать, что их работы и сейчас радуют глаз. Особенно явно это при взгляде на фреске, чьи первоначальные цвета сохранились без изменений.
В Византии фрески посвящались благочестивому обращению к вечному. Ими расписывались стены и потолки христианских соборов. Традиционные римские технологии не подходили – площадь покрытия для них была слишком велика. Слои штукатурки были сокращены до двух. Состав также подвергся изменениям. Византийские, а потом и перенявшие от них древнерусские художники, такой вид грунтовки называли «левкас» (от греч. Леукос – белый). На поверхность в один прием наносилось верхнее покрытие – благодаря новому составу, оно не высыхало в течение нескольких дней. В пещерных церквях Гереме в Каппадокии было найдено немало прекрасно сохранившихся фресок византийских мастеров.
Древняя Русь переняла технику византийских живописцев. В XII веке греческие мастера создали на Руси первые произведения таким способом. В Пскове находятся популярные среди искусствоведов росписи Спасо-Преображенского собора в Мирожском монастыре. Величайшие иконописцы Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий оставили нам в наследие не только величайшие иконы, но и восхитительные фрески.