Ваша корзина пуста

Очистить

Перейти к оформлению

Свернуть

домовая резьба

Сохраним традиции. Забытый смысл резьбы русских домов.

Фото изделий. Видео. Прайс.  

               

Многие из нас, когда видят чье-то жилище, пытаются представить его хозяина. И это происходит непроизвольно, по инерции. Возникают образы о том, какой он человек, как выглядит, что он любит, какую одежду носит и т.д. Кто-то пытается показать себя с самой лучшей хозяйской стороны, кто-то старается быть современным, кого-то не волнует общественное мнение, а только комфорт и др. Но мало кто знает, что в древние времена, каждый хозяин придавал другое значение оформлению дома и по другим причинам.

Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. Дом снаружи делился на три яруса:

Третий ярус - крыша, фронтон (символизирует небо, небесный свод)

Второй ярус - часть сруба ниже фронтона (часть дома, где живут люди, символизирует мир людей)

Первый ярус - подклет, или подклеть, подпол (символизирует подземный мир, землю предков)

     

Крыша как небесный свод. В оформлении крыши символизируется  легенда  о боге Солнца летящем по небу в золотой колеснице, отражение которой мы находим в разных элементах оформления дома.  

На самом верху, на главном бревне крыши – охлупне круто выгнуты шея и грудь   коня - птицы. Конь, как и птица, древний образ солнца. Скаты крыши напоминали крылья. «Конь, как в греческой, египетской, римской мифологии, есть знак устремления. Но только один русский мужик догадался  посадить его себе на крышу, уподобляя свою хату под ним колеснице», - писал С. Есенин.

Причелины ( от древнерусского "чело" - лоб ) украшали скаты крыши, символизируя «небесные хляби». Нарядные орнаментальные ряды на причелинах и есть образное выражение небесной воды. Волнистые линии резьбы, изображенные иногда в два-три  ряда  отражали глубинность «хлябей»,  небольшие кружки –   символизировали капли воды.

  

Полотенце - резная доска, свисающая со стыка причелин или оконных наличников.

  

Подзоры - декоративные элементы в виде резной доски, окаймляющей свесы кровли и отделяющей сруб от чердака.

Резные балясины украшают балконы, лестницы и веранды.


Окна – это глаза дома.  Их  украшали наличниками и ставнями.  Закрытые ставни  говорили о том, что все спят, или дома никого нет. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. В России и сегодня сохранилось много домов, впечатляющих деревянными узорами на оконных наличниках. Это тонкое искусство передавалось от мастера к мастеру, и по сей день редкий дом с резными наличниками оставит кого-то равнодушным. Резные наличники в русских домах всегда были не только эстетическим элементом, но и оберегом, который был призван оберегать дом от проникновения в него тьмы и навьев. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье безопасность. Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками. Поэтому главными мотивами резьбы было изображение природных сил — «тверди небесных», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.

С древних времён наиболее искусно украшалась верхняя часть окна – так называемое навершие или кокошник. Конечно, большое значение имела «крыша» навершия, однако центральным знаком в верхней части обрамления обычно бывало Солнце. По боковинам окна и справа, и слева закреплены также накладные вырубленные из дерева выпуклые ромбы, которые символизируют восходящее, утреннее (с одной стороны окна) и закатное, вечернее солнце (с другой). Все части наличника соотносятся со сторонами света и с временами года, а при нанесении на них определённых символов важную роль отыгрывает местоположение самих символов. Ромб мог помещаться в любой части наличника, а иногда и сразу и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации символ обозначал смену времён года и дня и ночи.

  

  

Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний крест, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и как небольшой полудиск с лучами. Для древних славян центральный образ Солнца по-настоящему лучезарный ассоциировался с энергией, мощью, силой и был оберегом против всякой нечисти. Многочисленные солярные изображения отражают представления предков о мироустройстве – в центре солнце, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь.  Предметы, украшенные символами солнца, охраняли владельца от болезней, несчастья, злого глаза, оберегали не только отдельных людей, но и весь род.

                   

Оформление окна дома — своеобразная картина мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было 2-уровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее – «небесной твердью». Небесная хлябь – символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая линия или отчетливые полукружья и могла «стекать» по краям окна, изображаясь в виде капелек. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле. Этот символ еще имеет значение «безконечника», который  заворачивает злых духов, закручивает их и они не могут проникнуть в дом.

  

Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а поэтому часто имела изображения вспаханного и засеянного. Аграрные знаки, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.

      

Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно сопровождающие Солнце. Выглядит громовой знак как 6-угольная или 8-угольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли этот символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом или коловратом. Этот знак – символ мужества, доблести и магический знак русского воинства. Иногда этот знак обозначал смену дня и ночи.

       

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой. Фигурка с раскинутыми руками и ногами - фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен - берегиня. Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать - центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.

 

А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Отдельное место занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни. Обычай держать в домах ужей с глубокой древности известен всем славянам: ужи считались охранителями посевного зерна, потому что их боятся мыши.

   

Так же часто на наличниках можно было встретить изображение ящера или дракона. Ящер – это змей – владыка подземных вод. Особенно важен ящер для тех, кто живёт на воде — озёрах и реках, и зависит от них — будь то ловля рыбы или торговый путь. Иногда драконьи морды свешивались c крыш, при этом во время дождя они воплощали водную стихию.

   

Встречаются на наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии конь был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших солнце на закате – в нижней части.

 

Также богаты наличники растительным орнаментом. Вишня, символ девичьей красоты, должна была приворожить любовь. Ветка сосны - символ вечной жизни и юности. Виноградный мотив символизировал братство, доброжелательность и долговременную, верную любовь. Орнамент яблочек и слив должен был приносить мудрость и здоровье. Растительный орнамент в виде криниц (ростков), стилизованной буквы "Ж", аналогичен по смыслу Берегиням.

  

Заглядывая в прошлое, мы узнаем удивительный мир и мудрость наших предков.  Народная традиция пронесла символику резьбы по дереву сквозь века. Все чаще мы возвращаемся к своим истокам и находим в современном применении старинные традиции. Так снова стало распространенным строительство деревянных домов. Конечно,  ничто не сравнится с ручной работой мастера, но современные технологии позволяют выполнить быстро и качественно любой замысловатый рисунок, который безусловно украсит деревянный дом.

Резные изделия являются экологически чистыми, ведь они изготавливаются из натурального дерева. Они долговечны, благодаря свойствам дерева и специальной обработке. Деревянным кружевом можно украсить окна, крыши, входные зоны, лестницы, баньки, заборы, ворота, беседки. Компания «Дома лучше» предлагает ассортимент домовых резных изделий из дерева, а также предлагает  услуги по фрезерным работам на индивидуальные заказы из различных материалов.

 

Современные дома в древнерусском стиле (источник www.kelohouse.ru)

 

 

 

Яндекс.Метрика
^ Наверх